Главная · Статьи · Файлы · Форум · Ссылки · Категории новостей · Фото галерея · Ноябрь 20 2017 18:11:10
Навигация
Храмы Москвы
Храмы Московской губернии
Обратная связь
Поиск
Собор Бутовских новомучеников
Поиск google

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/k/k25/domains/moskow.zachalo.ru/side_left.php(25) : eval()'d code(1) : eval()'d code on line 3
Статьи: Репресии
Картина репрессий в послереволюционной Москве

КАРТИНА РЕПРЕССИЙ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЙ МОСКВЕ:

ИВАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Головкова Л. А.

(ПСТБИ)

Одним из первых в Москве был закрыт Ивановский женский монастырь. Как и многие другие московские монастыри, он был превращен в тюрьму, затем в концлагерь.

Попробуем представить себе Москву после выхода постановления СНК от 15 сентября 1918 г. «О красном терроре», затем — декрета ВЦИК от 12 апреля 1919 г. «О Революционных трибуналах», где трибуналам предоставлялось «ничем не ограниченное право в определении меры репрессии», других подобных же документов1. Мы увидим, что Москва покрылась сплошной сетью узилищ, застенков, местами массовых казней. Кажется, никто не пробовал еще воссоздать эту зловещую картину, ставшую будничной для послереволюционной Москвы. Конечно, не приходится претендовать на исчерпывающую информацию по этому вопросу: слишком скудными документальными сведениями мы обладаем, слишком глубоко они скрыты. Все же следует хоть по крупицам собирать эти свидетельства, чтобы можно было понять, что творилось тогда в Москве, и мысленно побыть рядом с мучениками в их последний час.

Нет нужды напоминать, как проводилось (или вовсе не проводилось) в те годы следствие. Все же для наглядности стоит процитировать напутственные слова виднейшего чекиста, одного из заместителей председателя ВЧК, М. Лациса, обращенные к работникам следствия и дознания.

«Не ищите на следствии материалов и документов того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, — к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания или образования… Эти вопросы и должны определять судьбу обвиняемого»2.



Новомученики Русской Православной Церкви — члены поместного собора 1917—1918 гг.

Наталья Александровна Кривошеева, старший научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

НОВОМУЧЕНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ — ЧЛЕНЫ ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917—1918 гг.1

«История Православной Церкви есть прежде всего история её святости. И каждая Поместная Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда не только являет в своей ограде подвижников православного благочестия, но и прославляет своим соборным волеизъявлением этих подвижников как канонизованных святых. Подвергшаяся в ХХ в. жесточайшим гонениям, которые по своим масштабам и изощренности превзошли гонения первых христиан, Русская Православная Церковь явила христианскому миру великий сонм подвижников православного благочестия, мучеников и исповедников»2.

Значение святости в Церкви было в полной мере осознано Священным Собором Православной Российской Церкви 1917—1918 гг., на котором были канонизированы святитель Софроний Иркутский и священномученик Иосиф Астраханский. 13 (26) августа 1918 г. Священным Собором было принято решение «О восстановлении празднования дня памяти всех святых российских», в котором говорилось о включении в православный месяцеслов всех русских святых, а 21 августа (3 сентября) 1918 г. было принято определение Священного Собора «О порядке прославления святых к местному почитанию». Служба всем русским святым писалась соборянами и после закрытия Собора. После смерти академика Бориса Александровича Тураева эту работу продолжал в течение всей своей жизни член Собора епископ-исповедник Афанасий (Сахаров).

В истории Русской Церкви известны соборы, которые созывались только с целью канонизации святых, — это соборы 1547 и 1549 гг., на которых было прославлено сразу 39 святых. Но в истории Русской Церкви не известны соборы, среди участников которых было бы столько святых, мучеников и исповедников, как среди участников Священного Собора, открывшегося 15 августа 1917 г.

Собор был созван в переломный момент русской истории, спустя три года после повсеместного празднования 1600-летия со дня выхода Миланского эдикта, поэтому трудно было представить, что на Русскую Православную Церковь обрушатся такие гонения, каких не знал мир. Но эти времена наступили. И первым, кто дал оценку происходившим событиям, был именно Священный Собор.